Юридическое оформление интернет-магазина

Пик популярности интернет-магазинов пришелся на 2010-е года, но в 2013 данная индустрия серьезно просела и многие закрывали свои интернет-магазины, а в 2015 году произошел сильный всплеск их развития.

Посмотрим статистику:

Количество интернет-магазинов, действующих в Рунете, достигло 23,9 тысячи и это данные по РФ.

Ежегодно происходит прирост в количестве интернет-магазинов в среднем на 7-8% в годовом соотношении. Единственный год, когда данный показатель был отрицательным – 2009, но это и понятно, кризис 2008 года многих подкосил.

Сегодня открытие интернет-магазина занимает не более 10 дней, с учетом всех бумаг, заказа простого сайта и до момента полноценного запуска.

Главные вопросы, которые задают начинающие предприниматели: как оформлять, что оформлять, куда бежать и т.д.

На эту тему есть куча статей. Повторятся, думаю, не имеет смысла, ибо опять будет банальная вода в тексте и повторение пройденного. Сэкономлю я вам время, мои дорогие читатели.

Самые важные моменты в оформлении интернет-магазина:

  1. Оформить юридическое лицо. В данном случае, если магазин маленький и не имеет еще оборотов, советую оформить ИП и взять традиционное налогообложение, это позволит вам отражать как доход, так и расход. И желательно заказать бухгалтера, который толково вам расскажет, как оформить налоги и куда бежать.
  2. Контент. Много слов, статей уже написано на счет контента. А вот как защищать контент и что нужно написать на сайте, чтобы вас не прессовал Роспотребнадзор, об этом не пишут.

Чуть позже разберем данный момент.

  1. Соглашение пользователей. С этим уже проблем нету, но порой читаешь такие соглашения и диву даешься: а зачем столько лишнего текста? Нужно все по существу делать, а не копировать текст соглашения у своего конкурента и вставлять к себе.
  2. Пожалуй, последнее – договоры, чеки, первичная документация. На начальном этапе многие упускают данный момент или относятся к ним пренебрежительно, а потом получают большие проблемы. Особенно с товарными и кассовыми чеками.

Я остановлюсь на 2 и 4 пункте. Считаю, что это самые проблемные пункты у многих начинающих предпринимателей в области электронной торговли. В одной статье невозможно охватить всех нюансов, но постараюсь все изложить кратко.

Контент. Многие его берут у своих конкурентов или с официального сайта производителя, ставят свою цену и ждут клиента. Классическая схема, но тут есть маленькая коварная штука. У конкурентов контент-менеджер допустил ошибку в описании, вы же разместили товар и у вас его заказали, а потом прилетает претензия от нового клиента, что его ввели в заблуждение и он требует возврат денег.

Вы, конечно, не хотите возвращать деньги и настаиваете, что все отлично. Ведь данная информация есть везде, а клиент предоставляет вам верные характеристики с официального сайта производителя. Конечно вам придется возвращать деньги.

Или заполняли каталог и ошиблись в цене — очень частая и досадная ошибка многих интернет-магазинов. Если клиент оформил заказ и согласился с офертой и еще оплатил к тому же товар картой, совет один — доставляйте ему товар. Сохраните лицо компании и поднимите свой рейтинг в социальных сетях, ибо такие клиенты часто пишут об этом в социальных сетях, а к вам повалит трафик в поисках ошибок на сайте.

Как избежать данных казусов и защитить себя?

Тут есть один нюанс, если вы небольшой интернет-магазин, то советую сделать сноску, что:

Сайт содержит в себе справочную информацию и нажатие кнопки заказать товар не является соглашением публичной оферты.

Фактически оферта будет заключаться в момент телефонного звонка менеджера к клиенту. На этой стадии вы и все ошибки выявить сможете и заключить сделку, но уже с правильной ценой.

Данная сноска позволит вам защититься от жалоб из Роспотребнадзора на тему неправильной цены и информации на сайте по ст.10 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992.

Хочу обратить внимание, что данный совет применим именно к небольшим интернет-магазинам, где количество заказов в день не превышает 50 заказов, а вот если у вас уже более 50 заказов, то поступаем следующим образом.

Размещаем договор публичной оферты и в нем прописываем:

В случае ошибки в описании товара на сайте ххххх, интернет-магазин не несет ответственности. Вся информация взята с официального сайта производителя.

Полностью данная фраза вас не защитит, но на многих людей она действует. А вот с ценой все гораздо сложнее, но если обобщить все в одно предложение, то будет звучать так:

Заказ считается полностью оформленным с подтверждением стоимости товара после звонка менеджера интернет-магазина хххх клиенту. Без дополнительного подтверждения от менеджера данный заказ является предварительным.

Оглядываясь назад и вспоминая время, когда  был еще штатным юристом в одной из крупных компаний по продаже техники. Я понимаю, что пару фраз существенно облегчали мою жизнь, как юриста, а Роспотребнадзор частенько уходил ни с чем. Хотя надо сказать, что в 2010-11 годах они особо рьяно работали, ибо были замотивированы неплохо.

Конечно, нужно комплексно работать с договором офертой, все продумывать и взвешивать. Если вы только начинаете, мой вам настоятельный совет, как юриста и, как консультанта: не изобретайте велосипед, не пытайтесь пустить пыль в глаза ваших клиентов, объявляя, что вы супермодный и гигантский интернет-магазин. Иногда маленький и  простой магазин и вежливые консультанты гораздо больше притягивают клиентов, нежели куча документов на сайте и пафосность самого магазина.

 

Чеки, договора….

Вы должны на старте определить, как будете продавать и какую форму оплаты выберете.

В начале, рекомендую выбирать только одну форму оплаты, максимум две. Проще вести отчетность и будете понимать, чем чаще всего люди пользуются. Вместе с чеком рекомендую выдавать товарный чек, который содержит всю информацию о товаре и его краткую характеристику.

А теперь внимание!  Согласно Постановлению Правительства РФ №55 вы обязаны проводить предпродажную подготовку и демонстрацию основных потребительских свойств товара, а потребитель обязан подписать о том, что это было произведено.

Однажды решил собрать статистику и провести анализ. В 2013 году из 20 интернет-магазинов только 2 магазина дали мне такой акт. То есть всего 2%. Чем это чревато? Штрафами! Роспотребнадзор часто обращал на это внимание. В 2015 году из 20 магазинов уже 18 давали такие акты. Крупные ритейлеры всегда давали подобные документы и к ним это не относятся.

Примерный текст акта вы сможете найти на просторах интернета, советую его оптимизировать под свой магазин.

Частая и распространенная ошибка многих молодых интернет-магазинов – неверное заполнение товарного чека.

Напоминаю, что в товарном чеке должно быть:

  1. Наименование продавца;
  2. Контактная информация;
  3. Краткая информация о товаре;
  4. Количество товара;
  5. Цена товара;
  6. Контактные данный покупателя (необязательное условие, достаточно идентификационный номер клиента);
  7. Правила дистанционной продажи;
  8. Акт о демонстрации товара клиенту.

Все эти пункты совершенно спокойно умещаются на листе форматом А4, а при очень грамотном подходе — на формате А5, но это минимальные требования, которые позволят избежать различных проверок и штрафов.

Многие, очень многие задают один и тот же вопрос: а зачем мне юрист или консультант по развитию интернет-магазина?

Вопрос хороший и ответ таков: лучше потратить 10-20 тысяч рублей в начале, чем платить 100-200 тысяч рублей потом.

Успехов вам в продвижении и развитии.


Комментарии:

Оставить комментарий